Регистрация
 
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать
Ян Амос Каменский
баннер
РШФ
Сейчас на сайте: 1
Зарегистрированные пользователи: 174
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.chem-teach.ru/

Проект лаборатории


Проект школьной естественнонаучной лаборатории был разработан Надточий И.А. как одно из направлений развития МАОУ "Лицей № 11" города Великие Луки, начал реализацию в 2013 году и осуществляется по настоящее время.
  • Цель проекта

    Создание многопрофильной, комплексной   научно-исследовательской лаборатории в школе как инструмента повышения научной и практической компетенции субъектов образовательного процесса.

  • Актуальность проекта

    1. Организация НИР в школе в соответствии с новым ФГОС.
    2. Необходимость совершенствования материально-технической базы школы в области естествознания.

    3. Подготовка новой формации выпускников с акцентом на профессиональную ориентацию.

  • Задачи проекта

    1.Выявление способных и одаренных школьников в области естествознания.
    2.Развитие интеллектуальных способностей учащихся и вовлечение их в научную работу.
    3.Формирование развивающей среды для учащихся.
    4.Использование существующих информационных технологий.
    5.Демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся, опыта работы лаборатории по организации научно-исследовательской деятельности.
    6.Работа с учащимися по профессиональной ориентации.
  • Планируемые результаты проекта

    1. Введение в постоянную эксплуатацию многопрофильной научно-исследовательской лаборатории.
    2. Проведение исследовательской работы в области химии, физики и биологии на базе действующей лаборатории.
    3. Введение практики массовой подготовки учащихся по овладению методикой НИР.
  • Направления проекта

     

    1. Разработка проекта создания научно-исследовательской лаборатории в школе.
    2. Подготовка помещения и оснащение лаборатории.

    3. Организация профессиональной переподготовки педагогов по НИР.

    4. Организация научно-исследовательской работы в лаборатории.

    5. Апробация модели работы лаборатории.

     

  • Виртуальный визит в лабораторию

             А теперь мы посмотрим на ВИРТУАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ЛАБОРАТОРИИ.

             Здесь мы видим предполагаемую планировку проектируемой лаборатории в выбранном масштабе с учетом реальных размеров помещения и габаритов специализированной лабораторной мебели. Она предполагал формирование двух рабочих зон для проведения экспериментов и одной зоны для обсуждения и обработки результатов анализов - это наиболее оптимально и эффективно при использовании сравнительно небольшого помещения. Конечно же это только модель НИЛ, но очень хочется надеяться, что она будет именно такой.  


Организация научной работы в лицее


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ  ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

 

И.А. Надточий, учитель химии и естествознания, к.с.-х.н, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 11», г. Великие Луки

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». При этом актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования в школе новой идеологии, направленной на активизацию познавательных способностей и творческого потенциала  школьников, развитие интереса к научной работе, так как учащиеся, со школьной скамьи участвующие в научных исследованиях, - это будущие студенты, а затем - аспиранты и молодые ученые.

В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов является обеспечение развития исследовательских компетенций, основу которых составляют универсальные учебные действия. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектно-исследовательские формы организации обучения;  переход от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.

Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основным условием формирования исследовательских умений является специально созданная развивающая среда, включающая:

- наличие современной материально-технической базы для реализации научных проектов;

- систематическую работу по развитию у учащихся практических навыков исследовательской деятельности;

- аргументированную мотивацию смысла научной работы, как возможности реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования;

- создание творческой, рабочей атмосферы для поддержания у учащихся интереса научно-исследовательской работе;

- вовлечение в научную работу со школьниками творчески мыслящих педагогов, обладающих определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Однако в современной российской школе наблюдается определенное противоречие между существующим и необходимым уровнями материально-технической базы цикла естественнонаучных дисциплин в соответствии с новым образовательным стандартом. Оснащенность школьных кабинетов химии, физики, биологии способна обеспечивать в определенной степени лишь потребности учебного процесса. Для проведения серьезных исследований в области естествознания в современной школе требуются меры, способные кардинальным образом изменить сложившуюся ситуацию. Конечно, можно пытаться использовать оснащенные лаборатории различных сторонних организаций и      ВУЗов, но при этом следует понимать, что количество учащихся, вовлеченных в настоящий исследовательский процесс, будет незначительным. Гораздо важнее для плодотворного перспективного развития любой школы – организация собственной, комплексной научно-исследовательской лаборатории, оснащенной современным лабораторным оборудованием. В таких условиях на базе продуктивно действующей многопрофильной лаборатории можно осуществлять подготовку  не только малочисленной группы одаренных школьников, но и проводить исследовательскую работу с учащимися  начальной, старшей школы и, безусловно, профильных классов школы.  При соблюдении вышеуказанных условий учащиеся могут сформировать навыки, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности и при обучении в высшем учебном заведении:

 - способность организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы); 

- освоение умений и знаний исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации); 

- способность работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение); 

- способность представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

В связи с необходимостью реализации требований нового ФГОС в 2013 году администрацией лицея № 11 города Великие Луки было принято решение о подготовке проекта создания научно-исследовательской лаборатории и его реализации в течение 2013-2016 гг. Осуществление столь грандиозного проекта потребовало разработки поэтапного плана-графика. На первом этапе был выполнен капитальный ремонт, перепланировка помещения, предназначенного под лабораторию, монтаж  необходимых коммуникаций в соответствии с требованиями технических условий. Второй этап -  оснащение лаборатории специализированной лабораторной мебелью и оборудованием – выполнен частично и зависит от бюджета проекта. Третий этап проекта – оснащение лаборатории специализированным лабораторным оборудованием – реализуется постепенно, в зависимости от возможностей учебного заведения.

Несмотря на все проблемные точки проекта, апробация модели лаборатории началась в конце января 2015 года. Для этого была сформирована группа из 11 учащихся 10 классов с профильным уровнем образования по химии. В течение трех месяцев с учащимися проводилась теоретическая и практическая работа в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом занятий. При этом в лекционном курсе были изучены основные принципы подготовки проектной исследовательской работы. В химическом практикуме учащиеся освоили основные методики работы с веществами и лабораторным оборудованием.

Важнейшим этапом подготовки стал самостоятельный выбор объектов исследования. Учащиеся выразили желание реализовать свои интересы в различных областях. Для исследования были выбраны продукты питания человека и животных, бытовая химия, объекты окружающей среды.

Подготовка индивидуальных научно-исследовательских проектов потребовала разработки программы и календарного плана работы, поиска подходящих и доступных методик анализа с использованием имеющейся базы реактивов,  лабораторного оборудования.

Все химические анализы проводились учащимися в естественнонаучной лаборатории лицея. Полученные результаты позволили провести комплексную оценку изучаемых объектов и доказали жизнеспособность «модели лаборатории» на практике. При этом учащиеся успешно прошли защиту своих исследовательских проектов на научно-практических конференциях регионального и всероссийского уровней в 2015 - 2016 гг.

В качестве одного из примеров выполненных исследовательских проектов можно привести работу Марченковой Ксении, учащейся 11 класса – «Сравнительный анализ химического состава сыра различных производителей», получившую высокую оценку независимых экспертов-химиков.

Таким образом, обобщение результатов по внедрению «модели лаборатории» в старшей школе позволяет сделать вывод об эффективности ее работы и необходимости вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу на более ранних этапах обучения. Это повысит результативность участия в научных конкурсах, конференциях, олимпиадах и увеличит количество абитуриентов, выбирающих в качестве своей будущей профессии специальности естественнонаучного профиля.   



Научные проекты обучающихся (5 - 11 классы)

Апробация модели лаборатории

  1.  “Сравнительный анализ химического состава сыра различных производителей.” (11 класс, 2015 – 2016 уч. год)
  2.  ”Оценка качественных показателей влажных мясных кормов для кошек на основании определения их физико-химических и химических свойств.” (11 класс, 2015 – 2016 уч. год)
  3. “Изучение влияния химического состава шампуней на их качественные показатели.” (11 класс, 2015 - 2016 уч. год)
  4.  “Исследование  химического состава  и  свойств газированных  напитков.” (11 класс, 2015 – 2016 уч. год)
  5.  “Добро пожаловать в химию. Чувствуйте себя как дома.” (5 класс, 2015 – 2016 уч. год)
  6.  “Сравнительный анализ абиотических показателей качества природной воды различных источников Псковской области.” (9 класс, 2016 – 2017 уч. год)
  7. “Лаборатория на кухне. Молоко.” (6 класс, 2016 – 2023 уч. год)
  8.  “Обычная стирка – история и химия.” (7 класс, 2016 – 2017 уч. год)
  9.  “Изучение агрохимических свойств торфяных грунтов для цветочных культур.” (11 класс, 2016 – 2017 уч. год)
  10.  “Сравнительный анализ физико-химических и химических свойств сублимированного кофе различных производителей.” (11 класс, 2016 – 2017 уч. год)
  11.  “Исследование физико-химических и химических свойств сметаны различных производителей.” (11 класс, 2016 – 2017 уч. год)


Демонстрация научной работы

Оценка качественных показателей влажных мясных кормов для кошек на основании определения их физико-химических и химических свойств

В торговой сети города Великие Луки мясные консервированные продукты для кошек представлены в основном марками «Whiskas», «Kitekat» и «Friskies». Малочисленный ассортимент кормов обусловлен активной рекламной поддержкой указанных брендов и невысокой стоимостью продукции. В свою очередь это осложняет потребителю выбор наиболее качественного, сбалансированного и безопасного корма для своего питомца. Не добавляют оптимизма и многочисленные данные о негативном влиянии производимых консервированных кормов для животных на их здоровье, обусловленном наличием в их составе вредных химических добавок: консервантов, усилителей вкуса, красителей и прочих веществ.

Основной целью данной работы было исследование физико-химических свойств и химического состава влажных кормов для кошек для выбора образца с наилучшими качественными показателями. В качестве исследуемых консервированных кормов были выбраны продукты трех производителей «Whiskas», «Kitekat» и «Friskies», представленные в торговой сети г. Великие Луки. Методической основой исследования служили опыты, проведенные в естественнонаучной лаборатории МАОУ «Лицей № 11», в соответствии с ГОСТами для анализа данного вида продукции.

Изучение качественных характеристик консервированных кормов для кошек выявило преимущество продукции «Whiskas» по органолептическим показателям, содержанию белка, отсутствию консервантов, предпочтительному выбору животного. В мясных кормах «Kitekat» и «Friskies» обнаружен консервант – нитрит, информация о котором отсутствовала на упаковках продукции. Содержание сырого протеина в корме «Kitekat» - на 17 % ниже значения, заявленного производителем.

Файлы(всего: 1)
Файлы(всего: 1)
файл
pptx
2.25 MB
Работа корм для кошек.pptx